avangard-pressa.ru

Резервы и пути роста прибыли на предприятиях - Финансы

Тема 13. Финансово-экономические результаты

Деятельности предприятия

1. Сущность прибыли, функции, факторы, влияющие на величину прибыли.

2. Виды, состав прибыли.

3. Порядок формирования финансового результата деятельности предприятия.

4. Планирование прибыли.

5. Резервы и пути роста прибыли на предприятиях.

6. Рентабельность и методика её расчёта.

1. Сущность прибыли, функции, факторы, влияющие на величину прибыли.

Прибыль –это часть чистого дохода, создаваемого в сфере материального производства прибавочным трудом работников предприятия.

Значение прибыли состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным источником средств доходной части госбюджета, средств фонда развития производства, средств фонда материального поощрения.

Функциями прибыли как важнейшей категории рыночных отношений, являются:

1) оценочная, т.к. она наиболее полно отражает эффективность производства и оценивает хозяйственную деятельность предприятия;

2) стимулирующая– она оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансовой деятельности предприятия ;

3) фискальная- она является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов.

На прибыль влияют следующие факторы:

· внутренние;

· внешние.

Внутренние:

· основные;

· неосновные.

К основнымотносятся: объём продаж, себестоимость продукции, структура продукции, величина амортизационных отчислений, цена продукции.

К неосновным относятся ценовые нарушения, нарушения условий труда, снижение качества, организационные нарушения, ведущие к штрафам; прочие нарушения, вызванные хозяйственной деятельностью.

Внешние:

· социально-экономические условия,

· цены на производственные ресурсы,

· уровень развития внешнеэкономических связей,

· транспортные условия,

· природные условия,

· прочие.

2. Виды, состав прибыли, формирование и распределение прибыли.

В классическом понимании различают следующие виды прибыли предприятия:

1. Прибыль от основной производственной (от реализации продукции, работ, услуг).

2. Прибыль от прочей реализации (прибыль подсобных и обслуживающих производств, не связанных с производством и реализацией плановой продукции).

3. Прибыль от внереализационной деятельности, к которой относится:

· доходы от сдачи отдельного имущества в аренду;

· штрафы, пени, неустойки и другие санкции за нарушение хозяйственных договоров, признанные должником или, по которым получены решения соответствующих органов об их взыскании;

· доходы, полученные на территории Украины и за её пределами от паевого участия в деятельности других предприятий;

· дивиденды по акциям, облигациям и другим бумагам, которые принадлежат предприятию;

· расходы и затраты от переоценки производственных запасов ГП и товаров;

· доходы от предоставления коммерческого кредита;

· выручка от реализации валюты;

· прибыль прошлых лет.

Представим наглядно виды прибыли предприятий на рисунке 1.

Рис. 1. Виды прибыли предприятий

Планирование прибыли

Существуют различные методы планирования операционной прибыли:

· метод экстраполяции;

· метод прямого счёта;

· нормативный метод;

· метод «СVP» (взаимосвязь, издержки, объём реализации, прибыль);

· метод целевого формирования прибыли;

· метод прогнозирования денежного потока;

· метод факторного моделирования прибыли.

На практике производственной сферы наиболее часто применяются метод прямого счёта и аналитический метод.

По методу прямого счёта прибыль рассчитывается следующим образом:

Сі – себестоимость;

Ці – цена.

Планирование прибыли аналитическим методом:

1) определяется базовый уровень рентабельности как отношение прибыли к реализации продукции отчётного года;

2) рассчитывается объём реализации сравнимой продукции при базовом уровне рентабельности. В качестве базы принимается фактический уровень рентабельности предыдущего года;

3) определяется изменение прибыли в плановом периоде в результате влияния следующих факторов: снижение себестоимости реализованной продукции, изменение в ассортименте и качестве, наличие несравнимой продукции, изменение оптовых цен.

Резервы и пути роста прибыли на предприятиях

Исследование сущности прибыли как экономической категории, механизма ее образования, источников формирования, анализ факторов, обуславливающих ее динамику, позволили выделить основные направления увеличения прибыли предприятий. К ним относятся:

1. Рост объемов реализованной продукции;

2. Снижение себестоимости продукции (см. раздел 3. темы 10);

3. Рост доходов от внереализационной деятельности предприятия;