avangard-pressa.ru

Раздел V. Управление человеческими ресурсами - Финансы

3.6.1. Кадры - пространство перехода России к рынку

3.6.2. Персонал предприятия - совокупность его сотрудников, работающих по найму при нали-чии трудовых взаимоотношений с работодателем

3.6.3. Формирование команды -ключ - деловому успеху

3.6.4. Команда - понятие менеджмента, используемое для характеристики сплоченного трудового коллектива, в котором все работники привержены общим целям и базовым ценностям организации, для обозначения коллектива единомышленников, объединившихся вокруг лидера, являющегося руководителем данной организации

3.6.5. Учет психологического фактора

3.6.5.1. Психология менеджмента - сфера науки, занимающейся психологическими проблемами и специфическими особенностями управления

3.6.6. Вопросы для повторения:

3.6.7. Вопросы к экзамену:

3.6.8. Тест:

Список рекомендуемой литературы

1.1 Автор учебного пособия – Э.А. Уткин, доктор экономических наук, профессор, действительный член Академии менеджмента и рынка, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

В подготовке учебного пособия принимали участие сотрудники кафедры «Менеджмент» Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации Юликов Л.И., Сорокина С.А.

В учебном пособии, подготовленном в соответствии с Планом издания методической, учебной и научной литературы на 2000 год, рассматриваются основы менеджмента как науки и практики управления бизнесом.

Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей дистанционного (заочного) обучения и экстерната.

Уткин Э.А., 2000.

Отделение дистанционного (заочного) обучения и экстерната Финансовой академии при Правительстве РФ, 2000.

Финансовой академии при Правительстве РФ, 2000.

Введение

Многие политологи и историки придерживаются ныне той точки зрения, что с падением Берлинской стены и распадом Советского Союза как единого государства XX век закончился, и наступила новая эра, о содержании которой можно только догадываться. Действительно, в России произошли коренные изменения во всех областях жизни общества и едва ли не самые кардинальные в сфере экономических отношений. Переход от планово-централизованной к рыночной экономике в России происходит в условиях действия многих негативных факторов: крупные диспропорции в структуре национальной экономики, разрыв прежних хозяйственных связей, инфляция, проблемы "неплатежей", социальная напряженность, давление быстро расширяющей свои масштабы "теневой" экономики и др. В этой обстановке деятельность предприятий, ориентированных на интеграцию в рыночные отношения, сопряжена с огромным и многоплановым риском и поэтому характеризуется высокой степенью неустойчивости. И здесь первую скрипку играют менеджеры-специалисты, которые, используя различные инструменты управления, обеспечивают достижение предприятием поставленных целей. Однако методы реализации целей могут быть различны. Сейчас начинает преобладать точка зрения представителей "школы человеческих отношений", которые акцентируют внимание на проблемах мотивации людей, оптимизации руководства ими. Такие исследования позволяют оценивать социально-психологические последствия различных организационных и других перемен и предлагать рекомендации по совершенствованию управленческих процедур, по созданию такого организационного климата и такой структуры, которые стимулируют совместные усилия работников. Общеизвестно, что координация деятельности людей не может быть эффективной, если они не имеют стремления к сотрудничеству. Но подобная кооперация не возникает автоматически, ее необходимо создать.

Далеко не все в нашей стране отдают себе отчет в том, что экономические цели могут достигаться не только и не столько путем наращивания капиталовложений в производство. Гораздо быстрее это обеспечивается за счет затрат в социальную инфраструктуру, в создание в трудовых коллективах благоприятной духовной атмосферы, способствующей высокопроизводительному труду. Как свидетельствуют результаты одного из социологических обследований, 65 процентов экспертов сочли, что российским руководителям недостает умения использовать в своей деятельности социально-психологические подходы.

Не случайно, что в период общего дефицита самым дорогостоящим у нас стал дефицит личности. Человек с его нуждами оказался обделенным вниманием большинства руководителей трудовых коллективов. Сложилась ситуация, при которой упорно пренебрегают интересами конкретного человека. Все очевиднее становится его психологическое отчуждение и самоустраненность от коллективных целей, ослабление чувства личной причастности к тому, что делается в коллективе, где он работает.

В настоящее время возможности человека реализуются у нас по множеству причин далеко не полностью: по некоторым данным — не более чем на 30—40 процентов. Этот потенциал будет задействован полнее, если люди увидят личную заинтересованность в эффективной деятельности своей организации. Только осознанная потребность в применении собственных способностей, стремление к общественному признанию и благу побуждает человека труда к пополнению своих знаний и умений, накоплению положительного опыта, что дает ему возможность работать с большей отдачей, наращивать свой вклад в общее дело. Люди призваны научиться говорить друг с другом на одном языке, хорошо понимать друг друга, тесно сотрудничать. Такое развитие организации — основное условие гуманизации труда. Эргономические и другие улучшения на рабочем месте, как бы они ни были важны и желательны, все же второстепенны. Можно привести много примеров, когда в прекрасно оборудованных помещениях отношения сотрудников негуманны. Современное управление людьми, производством, бизнесом позволяет выполнять поставленные задачи наиболее эффективным путем.

Все основные задачи по созданию современной преуспевающей экономики России придется решать уже в XXI веке. Поскольку совершенно очевидно, что одним из наиболее важных инструментов здесь является менеджмент, необходимо изучить те новые особенности и возможности, использование которых позволит в полной мере использовать весь его могучий потенциал. Очевидно также, что в начале будущего столетия на вооружении у бизнеса будут находиться те инновации в менеджменте, которые характерны для последних лет второго тысячелетия. Ясно далее, что в России в полной мере должны быть введены в действие и все те потенциалы менеджмента, которые уже положительно себя зарекомендовали на практике.

Данный учебник подготовлен в соответствии с утвержденной учебной программой на основе изучения особенностей российской практики рыночных преобразований, материалов проведенных в этой области исследований. Основной упор сделан на освещение механизма действия и результатов использования самых современных инструментов и методов менеджмента, прежде всего тех, которые призваны сыграть главенствующую роль в коренном усовершенствовании науки и практики управления в России начала XXI века, способны кардинально улучшить управление хозяйствующими на рынке субъектами, существенно повысить экономическую и социальную эффективность бизнеса.