avangard-pressa.ru

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения. - Логика

Печатные пособия, таблицы.

Раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. М. Просвещение. 2008

.

Тесты

Диалектные и профессиональные слова.

Из жизни слова.

Заимствованные слова.

Фразеологические обороты.

Почему мы так говорим?

Правописание приставок пре- и при-.

Прилагательные. Степени сравнения.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

Раздел VI. Календарно-тематическое планирование.

№ урока п/п Дата проведения урока Тема урока Тип урока Планируемые виды деятельности Планируемые результаты планируемая фактическая 1. Русский язык –один из развитых языков мира. Вводный Беседа, работа с учебником Уметь составлять план лекции, знать структуру учебного пособия. 2. Фонетика, орфоэпия, графика. Урок повторения. Тренировочные упражнения. Уметь производить фонетический разбор слова. 3. Морфемы в слове. Урок повторения и обобщения знаний. Практикум, тест. Уметь производить морфемный разбор слова. 4. Орфограммы в приставках и корнях. Урок повторения и обобщения знаний. Работа с учебником, тренировочные упражнения. Уметь применять алгоритмы выбора верного написания. 5. Части речи. Морфологический разбор слова. Урок повторения и обобщения знаний. Работа с учебником, объяснительный диктант. Уметь определять части речи по морфологическим признакам. 6. Орфограммы в окончаниях. Урок повторения и обобщения знаний. Практикум, тесты. Знать и уметь выбирать орфограмму. 7. Сочинение «Памятный день летних каникул» Урок развития речи. Беседа и творческая работа. Уметь определять тип и стиль сочинения, знать особенности написания сочинения – рассказа. 8. Словосочетание. Урок повторения и обобщения знаний. Практикум (тесты) Уметь отличать словосочетания от предложения; самостоятельно составлять словосочетания по указанным схемам. 9. Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении. Урок повторения и обобщения навыков. Треннинг, индивидуальные упражнения Знать виды пунктуации в простом предложении, уметь характеризовать предложения по цели высказывания. 10. Сложное предложение. Знаки препинания в нем. Урок повторения и обобщения знаний. Треннинг, графический диктант. Уметь выделять грамматические основы, различать простое и сложное предложения. 11. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Урок повторения и обобщения знаний. Треннинг, упражнения. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложения. 12. Прямая речь. Диалог. Урок повторения и обобщения знаний. Работа с учебником, тренировочные упражнения. Знать постановку знаков препинания при прямой речи и диалоге. 13. Текст. Урок развития речи. Работа с текстом, беседа. Уметь составлять текст из указанных предложений. 14. Стили речи. Официально – деловой стиль. Урок развития речи. Работа с текстами, беседа. Уметь составлять и оформлять деловые бумаги, отличать официально-деловой стиль от других стилей. 15. Контрольный диктант. Урок контроля. Контрольный диктант. Владеть орфографическими и пунктуационными навыками. 16. Анализ контрольного диктанта. Урок работы над ошибками. Работа над ошибками, словарный диктант. Уметь анализировать к.р. и выполнять работу над ошибками. 17. Повторение изученного по лексике. Урок повторения и обобщения знаний. Работа с учебником, практикум. Уметь определять значения многозначного слова, отличать омонимы от многозначных слов. 18. Лексикография. Словари. Урок сообщения новых знаний. Работа со словарями, практикум. Уметь пользоваться словарями. 19 . Сочинение по картине Герасимова «После дождя». Урок развития речи. Творческая работа. Уметь определять тему, основнцю мысль текста, создавать текст на заданную тему. 20. Общеупотребительные слова. Урок сообщения новых знаний. Беседа, работа с текстами. Уметь находить общеупотребительные слова, объяснять их значения и употребление. 21. Профессионализмы. Урок сообщения новых знаний. Работа с учебником, тренинг. Уметь находить профессионализмы и знать сферу их употребления. 22. Диалектизмы. Урок сообщения новых знаний. Тренинг, тест. Знать сферу употребления диалектизмов в художественной литературе. 23 – 24. Сжатое изложение. Урок развития речи. Творческая работа. Уметь творчески перерабатывать текст, сжато его излагать. 25. Жаргонизмы. Урок сообщения новых знаний. Работа с текстами, тренинг. Уметь находить жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова, определять их значение и сферу употребления. 26. Устаревшие слова. Урок сообщения новых знаний. Работа с текстами, тренинг. Уметь находить устаревшие слова в текстах, понимать их роль. 27. Неологизмы. Урок сообщения новых знаний. Работа с текстами, с «Толковым словарем», тренинг. Уметь находить неологизмы в текстах и объяснять их лексическое значение. 28. Исконно русские и заимствованные слова. Урок сообщения новых знаний. Работа с текстами, со словарями, тренинг. Уметь находить заимствованные слова, определять их лексическое значение. 29. Фразеологизмы. Урок сообщения новых знаний. Работа с текстами, тренинг, работа со «Фразеологическим словарем». Уметь находить фразеологизмы, заменять слова синонимичными фразеологизмами. 30. Повторение и обобщение по теме «Лексика». Урок повторения. Практикум, работа со словарями, тест. Знать основные лексические понятия. 31. Тест по теме «Лексика». Урок контроля. Работа с тестом. Знать лексические понятия, владеть навыками самостоятельной работы. 32. Контрольный диктант по теме «Лексика». Урок контроля. Контрольный диктант. Уметь отражать в письменной форме результаты своей деятельности. 33. Анализ контрольного диктанта. Урок работы над ошибками. Работа над ошибками, ликвидация пробелов. Уметь анализировать к.р. и выполнять работу над ошибками. 34-36. Словообразование и орфография. Повторение изученного в 5 классе. Урок повторения. Работа с текстами, беседа, тренинг. Уметь различать однокоренные слова и формы слова; производить морфемный разбор. 37. Описание интерьера. Урок развития речи. Беседа, работа с текстом. Уметь описывать помещение; знать понятие «интерьер». 38-39. Основные способы образования слов в русском языке. Урок формирования умений и сообщения новых знаний. Работа с тестами, тренинг. Уметь определять способ образования слова, производить словообразовательный разбор. 40. Этимология слова. Урок сообщения новых знаний. Работа с «Толковым словарем», тренинг, беседа. Уметь пользоваться словарем, определять значения слов по их происхождению. 41. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Урок развития речи. Беседа, составление плана, выборочный пересказ текста. Уметь составлять сложный план, отличать простой план от сложного. 42. Буквы О –А в корне КОС – КАС. Урок сообщения новых знаний. Работа с учебником, выборочный диктант, тесты. Уметь находить слова с чередующимися гласными, отличать их от слов с проверяемыми гласными. 43. Буквы О-А в корне ГОР – ГАР. Урок сообщения новых знаний. Упражнения, выборочный диктант, тест. Знать условия выбора гласных О-А в корне ГОР-ГАР. 44. Буквы Ы-И после приставок. Урок сообщения новых знаний. Тренировочные упражнения, объяснительный диктант. Уметь письменно объяснять условия выбора данных букв. 45-46. Гласные в приставкахх ПРЕ-ПРИ. Урок сообщения новых знаний. Тренировочные упражнения, тест. Уметь выбирать написание приставки в соответствии с лексическим значением. 47. Трудные случаи написания приставок ПРЕ –ПРИ. Урок сообщения новых знаний. Тренировочные упражнения, выборочный диктант. Уметь различать приставки ПРЕ –ПРИ в соответствии с лексическим значением; в трудных случаях обращаться к словарю. 48. Соединительные гласные О-Е в сложных словах. Урок сообщения новых знаний. Тренировочные упражнения, объяснительный диктант. Уметь применять полученные знания на письме. 49. Сложносокращенные слова. Урок сообщения новых знаний. Тренинг, упражнения. Уметь определять способы образования сложносокращенных слов. 50. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Урок сообщения новых знаний. Упражнения, графический диктант, практикум. Знать планы разборов; графически обозначать части слова, называть способы образования, образовывать словообразовательные цепочки. 51 – 52. Повторение по теме «Словообразование и орфография». Урок повторения и обобщения. Практикум, тесты. Уметь письменно объяснять условия выбора данных букв; выполнять морфемный и словообразовательный разбор. 53. Контрольный диктант. Урок контроля. Контрольный диктант. Владеть орфографическим и пунктуационными навыками. 54 – 55. Сочинение по картине Яблонской «Утро». Урок развития речи. Работа с учебником (по картине), опорные записи, отбор материала. Уметь составлять текст - описание по картине, уметь редактировать собственный текст. 56. Анализ контрольного диктанта. Урок работы над ошибками. Работа над ошибками, ликвидация пробелов. Уметь анализировать к.р. и выполнять работу над ошибками. 57 – 58. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе. Урок повторения и обобщения знаний. Работа с учебником, беседа, тест. Знать морфологические признаки существительного, его роль в предложении. 59. Склонение имен существительных. Урок повторения и обобщения. Упражнения, тренинг. Уметь ставить падежные вопросы. 60 – 61. Разносклоняемые существительные. Урок сообщения новых знаний. Тренировочные упражнения. Знать особенности изменения разносклоняемых существительных. 62-64. Несклоняемые имена существительные. Урок сообщения новых знаний. Практикум, упражнения. Уметь определять род несклоняемых существительных, согласовывать с ними глаголы в прошедшем времени и прилагательные. 65. Имена существительные общего рода. Урок сообщения новых знаний. Практикум, упражнения. Уметь согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода. 66. Морфологический разбор имени существительного. Урок сообщения новых знаний. Практикум, упражнения. Знать и уметь производить морфологический разбор существительного. 67. Подготовка к сочинению по личным наблюдениям. Урок развития речи. Творческая работа. Уметь подбирать и систематизировать материал, грамотно излагать свои мысли, редактировать свой текст. 68 – 69. НЕ с существительными. Урок сообщения новых знаний. Объяснительный диктант, тест, тренировочные упражнения. Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными. 70 – 71. Правописание суффиксов ЧИК –ЩИК. Урок сообщения новых знаний. Тест, тренировочные упражнения. Знать условия выбора букв Ч-Щ в суффиксах ЧИК-ЩИК. 72. Гласные в суффиксах ЕК – ИК. Урок сообщения новых знаний. Работа с учебником, тренировочные упражнения. Уметь правильно писать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 73. Гласные О – Е после шипящих в суффиксах существительных. Урок сообщения новых знаний. Выборочный диктант, тренинг. Знать условия выбора гласных О-Е после шипящих в суффиксах существительных. 74- 75. Повторение по теме «Имя существительное». Урок обобщения знаний. Тест, упражнения. Уметь применять основные орфограммы в письменном тексте. 76. Тест по теме «Имя существительное». Урок контроля. Тестирование. Знать правила написания основных орфограмм и уметь использовать их. 77. Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Урок контроля. Контрольный диктант. Уметь отражать в письменной форме результаты своей деятельности. 78. Анализ контрольного диктант. Урок работы над ошибками. Работа над ошибками, словарный диктант. Уметь анализировать к.р. и выполнять работу над ошибками. 79- 80. Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное». Урок повторения знаний. Объяснительный диктант, упражнения. Знать морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую роль в предложении, связь с существительным. 81. «Имя прилагательное». Урок повторения . Тренинг. Уметь производить морфологический разбор, делать выбор в написании падежных окончаний прилагательных. 82. Описание природы. Урок развития речи. Работа с текстами. Уметь составлять текст - описание пейзажа, использовать художественно-изобразительные средства. 83 – 84. Степени сравнения прилагательных. Урок сообщения новых знаний. Работа с текстом, упражнения. Уметь находить прилагательные в сравнительной и превосходной степени, определять их роль в предложении. 85. Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные. Урок сообщения новых знаний. Упражнения, работа с текстами. Уметь находить качественные прилагательные в тексте, подчеркивать их как члены предложения. 86. Относительные прилагательные. Урок сообщения новых знаний. Выборочный диктант, упражнения, работа с текстом. Уметь определять разряд прилагательного, использовать полученные знания. 87. Притяжательные прилагательные с суффиксом ИЙ. Урок сообщения новых тем. Упражнения, работа с учебником. Знать признаки притяжательных прилагательных, правило написания Ь перед окончанием прилагательных на ИЙ. 88. Притяжательные прилагательные с суффиксом ИН-ЫН, ОВ-ЕВ. Урок сообщения новых знаний. Упражнения, работа с учебником, объяснительный диктант. Знать особенности притяжательных прилагательных, морфемный состав данных прилагательных. 89. Морфологический разбор прилагательных. Урок сообщения новых знаний. Практикум, упражнения. Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного и уметь производить его. 90 – 91. НЕ с прилагательными. Урок сообщения новых знаний. Упражнения, работа с учебником, тесты. Уметь правильно применять правила написания НЕ с прилагательными. 92. Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Урок сообщения новых знаний. Упражнения, работа с учебником, тест. Знать условия выбора гласных О-Е после шипящих и Ц суффиксах прилагательных. 93. Сочинение – описание. Урок развития речи. Творческая работа по картине Крымова «Зимний вечер». Уметь составлять текст - описание пейзажа по картине, использовать художественно-изобразительные средства. 94 – 95. Н – НН в суффиксах прилагательных. Урок сообщения новых знаний. Работа с учебником, упражнения, тест. Знать правило написания Н – НН в суффиксах прилагательных и уметь применять его. 96 – 97. Образование прилагательных с помощью суффиксов АН ЯН ИН Урок сообщения новых знаний. Работа с учебником, упражнения, объяснительный диктант. Знать правило написания суффиксов ИН АН ЯН и уметь применять его. 98 – 99. Различение на письме суффиксов К – СК. Урок сообщения новых знаний. Работа с учебником, упражнения, объяснительный диктант. Уметь различать на письме суффиксы К-СК. 100 – 102. Дефисное и слитное написание прилагательных. Урко сообщения новых знаний. Упражнения, объяснительный диктант, тест. Уметь правильно писать сложные прилагательные. 103 – 104. Повторение по теме «Имя прилагательное». Урок сообщения новых знаний. Тренинг, упражнения, выборочный диктант. Знать орфограммы по теме, морфологический и морфемный разбор прилагательного. 105 – 106. Сочинение – описание «Произведение народного декоративного творчества». Уроки развития речи. Творческая работа. Знать структуру описания предмета, уметь раскрывать основную мысль и редактировать собственный текст. 107. Тестирование. Урок контроля. Тестирование. Знать правила написания основных орфограмм по теме и уметь использовать их. 108. Конитрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Урок контроля. Контрольный диктант. Уметь применять полученные знания по теме. 109. Анализ контрольного диктанта. Урок работы над ошибками. Работа над ошибками, словарный диктант. Уметь анализировать к.р. и выполнять работу над ошибками. 110-111. Имя числительное как часть речи. Урок сообщения новых знаний. Беседа, работа с текстом, упражнения. Знать основные морфологические признаки числительного. 112. Простые, сложные и составные числительные. Урок сообщения новых знаний. Работа с учебником, упражнения. Уметь различать простые и составные числительные, определять падежи числительных, подчеркивать простые числительные как члены предложения. 113. Ь на конце и в середине числительных. Урок сообщения новых знаний. Распределительный диктант, работа с учебником, упражнения. Уметь различать составные и сложные числительные, правильно писать их. 114. Разряды количественных числительных. Урок сообщения новых знаний. Работа с учебником, упражнения. Уметь находить количественный числительные в тексте, определять их разряд. 115-116. Числительные, обозначающие целые числа. Урок сообщения новых знаний. Работа с учебником, упражнения. Знать особенности склонения числительных, обозначающих целые числа. 117 – 118. Выборочное изложение. Урок развития речи. Творческая работа. Уметь определять границы текста для выборочного пересказа, продумывать его композицию. 119. Дробные числительные. Урок сообщения новых знаний. Работа с учебником, упражнения, выборочный диктант. Уметь правильно определять дробные числительные. 120 – 121. Собирательные числительные. Урок сообщения новых знаний. Упражнения, тренинг. Уметь правильно употреблять собирательные числительные в речи. 122 – 123. Порядковые числительные. Урок сообщения новых знаний. Упражнения, тренинг. Уметь разграничивать количественные и порядковые числительные, использовать их в речи. 124. Морфологический разбор числительного. Урок сообщения новых знаний. Практикум, упражнения. Знать и уметь производить морфологический разбор числительного. 125 – 126. Повторение по теме «Имя числительное». Урок повторения и обобщения полученных знаний. Практикум, упражнения. Знать основные морфологические категории числительных. 127. Тест. Урок контроля. Тестирование. Знать правила написания основных орфограмм. 128. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное». Урок контроля. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Владеть орфографическими и пунктуационными навыками, уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности. 129. Анализ контрольного диктанта. Урок работы над ошибками. Работа над ошибками, словарный диктант. Уметь анализировать к.р., выполнять работу над ошибками. 130- 131. Анализ домашних сочинений на тему «Берегите природу!» Уроки развития речи. Рецензирование работ учащихся. Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками. 132-134. Местоимение как часть речи. Урок сообщения новых знаний. Упражнения, работа с учебником, практикум. Уметь находить местоимение в тексте и правильно употреблять их в речи. 135 – 136. Личные местоимения. Урок сообщения новых знаний. Беседа, практикум, упражнения. Уметь правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать местоимения с предлогами, устранять типичные ошибки при употреблении личных местоимений. 137. Возвратное местоимение себя. Урок сообщения новых знаний. Беседа, практикум, упражнения в учебнике. Уметь употреблять местоимение себя в нужной форме, устранять недочеты в употреблении местоимений. 138. Рассказ по сюжетным картинкам. Урок развития речи. Творческая работа. Уметь вести рассказ от первого лица, знать структуру рассказа по картинке. 139. Вопросительные местоимения. Урок сообщений новых знаний. Беседа, практикум, упражнения, работа с учебником. Уметь употреблять в речи вопросительные местоимения с учетом их склонения. 140. Относительные местоимения. Урок сообщения новых знаний. Практикум, упражнения, проблемные задания. Уметь различать относительные и вопросительные местоимения, находить относительные местоимения в сложных предложениях. 141 – 142. Неопределенные местоимения. Урок сообщений новых знаний. Упражнения, практикум, диалог. Уметь находить неопределенные местоимения, объяснять их синтаксическую роль в предложении, условия выбора дефисного и слитного написания с НЕ. 143 – 144. Отрицательные местоимения. Урок формирования умений и навыков. Работа с учебником, анализ упражнения, практикум. Уметь распознавать приставки НЕ – НИ в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами. 145 – 146. Притяжательные местоимения. Урок формирования умений и навыков. Упражнения, практикум, проблемные задания. Уметь различать личные и притяжательные местоимения, употреблять личные местоимения в значении притяжательных, исправлять речевые недочеты. 147 – 148. Сочинение – рассуждение. Уроки развития речи. Творческая работа. Уметь составлять план, строить текст – рассуждение, самостоятельно редактировать собственный текст. 149 – 150. Указательные местоимения. Урок сообщения новых знаний. Работа с учебником, практикум, проблемные задания. Уметь находить в тексте указательные местоимения, использовать их как средства связи предложений в тексте. Знать о написании союза ЗАТО и местоимения с предлогом ЗА ТО. 151. Определительные местоимения. Урок сообщения новых знаний. Беседа, практикум, упражнения. Уметь находить в тексте определительные местоимения, использовать их в речи, знать о различии определительных местоимений и составной превосходной степени прилагательного. 152. Рецензирование сочинений. Урок развития речи. Выступления учащихся с последующим обсуждением (рецензированием). Уметь анализировать тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками. 153. Морфологический разбор местоимения. Урок формирования умений и навыков. Практикум, упражнения. Знать и уметь производить морфологический разбор местоимения. 154 – 155. Сочинение – рассуждение по картине Сыромятниковой «Первые зрители». Уроки развития речи. Творческая работа. Уметь строить текст рассуждения по картине, используя языковые средства, уметь составлять план, отбирать материал и творчески перерабатывать текст. 156 - 157 Повторение по теме «Местоимение». Урок повторения и обобщения полученных знаний. Опорные записи, проблемные задания, упражнения, тест. Уметь правильно употреблять местоимения разных разрядов, производить морфологический разбор, устранять типичные ошибки в употреблении местоимений. 158. Контрольный диктант по теме «Местоимение». Урок контроля. Контрольный диктант. Уметь отражать в письменной форме результаты своей деятельности; владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов. 159. Анализ контрольного диктанта по теме «Местоимение». Урок работы над ошибками. Работа над ошибками, ликвидация пробелов. Уметь анализировать к.р., классифицировать ошибки, выполнять работу над ошибками. 160 – 161. Повторение изученного о глаголе в 5 классе. Урок повторения и обобщения полученных знаний. Диалог, работа с текстом, упражнения, словарный диктант. Знать признаки глаголов: спряжение, время, число, вид, род; морфологические признаки глаголов, уметь применять полученные знания на практике. 162. Инфинитив. Спряжение глаголов. Урок повторения и обобщения полученных знаний. Практикум, упражнения, работа с учебником. Уметь находить инфинитив по личной форме глагола, по инфинитиву определять спряжение глагола, грамотно писать безударные личные окончания глаголов; грамотно писать глаголы с Ь на конце после шипящих. 163. Правописание корней с чередованием. Урок повторения и обобщения полученных знаний. Практикум, упражнения, тест. Уметь грамотно писать корни с чередованием, отличать слова с ложным чередованием. 164. Сочинение – рассказ по сюжетным картинкам. Урок развития речи. Творческая работа. Уметь создавать рассказ от первого лица, учитывая композицию истории; составлять план, определять тему, самостоятельно редактировать собственный текст. 165 – 166. Разноспрягаемые глаголы. Урок сообщения новых знаний. Практикум, упражнения, работа с учебником. Уметь правильно писать окончания в разноспрягаемых глаголах, употреблять, разноспрягаемые глаголы в речи. 167 – 168. Глаголы переходные и непереходные. Урок сообщения новых знаний. Упражнения, практикум, работа с учебником. Уметь определять переходность глагола, возвратность, находить ошибки в употреблении глаголов, знать отличительные признаки переходности глагола. 169. Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. Урок сообщения новых знаний. Беседа, практикум, проблемные задания. Уметь правильно употреблять глаголы изъявительного наклонения. 170 -171. Изложение, близкое к тексту «Витькина гайка» Уроки развития речи. Творческая работа. Уметь определять тему, составлять план; грамотно использовать диалог в изложении, заменяя его, где возможно, косвенной речью. 172 – 173. Условное наклонение. Урок сообщения новых знаний. Работа с учебником, проблемные задания, упражнения. Уметь находить глаголы условного наклонения, различать формы условного и изъявительного наклонения. 174 – 175. Повелительное наклонение глагола. Уроки сообщения новых знаний. Практикум, беседа, проблемные задания, работа с опорными записями. Уметь писать глаголы в повелительном наклонении, грамотно использовать орфограмму «Ь в глаголах повелительного наклонения». 176. Различия глаголов в повелительном наклонении и глаголов в форме будущего времени. Урок сообщения новых знаний. Беседа, практикум, проблемные задания, работа с опорными записями. Уметь различать глаголы изъявительного и повелительного наклонений, правильно писать глаголы во втором лице множественного лица в изъявительном и повелительном наклонении. 177 – 178. Употребление наклонений. Уроки сообщения новых знаний. Беседа, практикум, проблемные задания. Уметь определять наклонения глаголов, их вид, заменять глаголы в неопределенной форме глаголами в форме повелительного наклонения. Знать о роли наклонении в речи. 179 – 180. Безличные глаголы. Уроки сообщения новых знаний. Практикум, упражнения, проблемные задания. Уметь отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи, знать лексическое значение и форму употребления безличных глаголов. 181. Морфологический разбор глагола. Урок сообщения новых знаний. Практикум, упражнения. Знать и уметь производить морфологический разбор глагола. 181 – 183. Рассказ на основе услышанного. Уроки развития речи. Творческая работа. Уметь составлять план сочинения, определять его тему, создавать собственный текст - рассказ. 184 – 185. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Уроки сообщения новых знаний. Практикум, тест, индивидуальные задания. Знать алгоритм при выборе гласных в суффиксах глаголов, владеть способом действий при выборе гласных в суффиксах глаголов. 186 – 187. Повторение по теме «Глагол». Уроки повторения и обобщения новых знаний. Контрольные вопросы и задания, практикум. Уметь правильно применять полученные знания, производить морфемный и морфологический разбор, соблюдать орфоэпические нормы при употреблении глаголов. 188. Контрольный диктант по теме «Глагол». Урок контроля. Контрольный диктант Уметь отражать в письменной форме результаты своей деятельности; владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов. 189. Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол». Урок работы над ошибками. Ликвидация пробелов, работа над ошибками. Уметь анализировать к.р., классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками. 190. Повторение. Разделы науки о языке. Урок повторения и обобщения полученных знаний. Диалог, составление таблицы, устное сообщение по сложному плану. Уметь составлять сложный план на тему «Разделы науки о языке», грамотно рассказывать по этому плану. 191 – 192. Повторение. Орфография. Орфографический разбор. Уроки повторения и обобщения полученных знаний. Выборочный диктант. Творческие задания, практикум. Знать основные типы орфограмм и уметь обосновывать свой выбор. 193 – 194. Повторение. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Уроки повторения и обобщения полученных знаний. Тренинг, объяснительный диктант. Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, производить синтаксический разбор простых предложений. 195 – 196. Лексика и фразеология. Уроки повторения и обобщения полученных знаний. Тренинг, индивидуальные задания. Уметь определять значение слова, знать стилистическую роль антонимов, синонимов, омонимов, общеупотребительные , устаревшие и диалектные слова; самостоятельно работать со словарями. 197 – 198. Повторение. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Уроки повторения и обобщения полученных знаний. Тренинг. Уметь различать однокоренные слова и формы слова, производить морфемный и словообразовательный разбор, знать способы словообразования, различать нулевое окончание. 199 – 200. Повторение. Морфология. Морфологический разбор слова. Уроки повторения и обобщения полученных знаний. Тренинг, индивидуальные задания. Уметь производить морфологический разбор самостоятельных частей речи; различать все известные части речи, знать их морфологические признаки. 201 – 202. Сочинение на самостоятельно выбранную тему. Уроки развития речи. Творческая работа. Уметь составлять план сочинения, определять его тему, создавать собственный текст заданного типа. 203. Итоговая контрольная работа. Урок контроля. Контрольный диктант. Уметь отражать в письменной форме результаты своей деятельности; владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов. 204. Анализ контрольной работы. Итоговый урок. Урок анализа к.р. Подведение итогов года. Тренинг, работа с алгоритмами. Уметь «видеть» в словах ранее изученные орфограммы, сравнивать и анализировать языковые факты.