avangard-pressa.ru

Раздел В. Эффективность конкурентных рынков - Производство

Эффективное распределение ресурсов (вопрос №26)

Экономика считается эффективной, если она организована так, что может обеспечить потребителей возможно более значительным набором товаров и услуг при данных ресурсах и технологиях. Таким образом, эффективность в распределении ресурсов имеет место тогда, когда никакая возможная реорганизация производства не может улучшить чье-то положение без ухудшения положения кого-то другого. Ну то есть если можно увеличить производство одного товара не снизив производство другого, то наше производство было организованно неэффективно. Также, если отходы есть куда снижать, значит, производство тоже ни фига не эффективно.

Как рассматривалось ранее, потребители продолжают закупки до тех пор пока цена товара не сравняется с предельной полезностью. Производители на конкурентном рынке продолжают производство до тех пор, пока цена не сравняется с предельными издержками. То есть потребители покупают пока цена ниже предельной полезности, а производители производят пока цена выше предельных издержек. Предположив,что каждый потребитель имеет отношение к производству, а каждый производитель к потреблению в условиях замкнутой экономики можно сказать, что цена установится на уровне равенства предельной полезности и предельных издержек.

P = MU = MC

Это означает, что количество ютилей, полученных от потребления последней единицы товара в точности равно количеству ютилей, потерянных в результате труда рабочего, который произвел эту единицу.

Правило: конкурентное равновесие является эффективным, если предельный доход, полученный обществом от последней единицы товара, равен предельным издержкам производства этой последней единицы.

Экономический излишек (вопрос №27)

Он формируется из излишков продавца и излишков покупателя.

Рисунок 7.3

Q* - равновесное количество

р* - равновесная цена

Рента или излишек покупателя возникает вследствие того, что он оплачивает все единицы равновесного количества Q* по единой рыночной равновесной цене р*, а не по ценам спроса. Ну, возможно, вы помните, что есть цена спроса и цена предложения! Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за товар.

Н графике видим следующее. Имеется большая прямоугольная трапеция OBEQ*. Это сумма, которую покупатели согласились бы заплатить за равновесное количество товара Q*, то есть это сумма цен спроса. Но поскольку все они платят равновесную цену, то их фактические расходы составляют квадрат OP*EQ. Соответственно у покупателя имеется излишек, который равен треугольнику, который находим так: OBEQ* - OP*EQ = P*BE.

Рента продавца или излишек продавца возникает вследствие того, что он продает все единицы равновесного объема Q* по равновесной цене P*, а не по ценам предложения. А цена предложения – это минимальная цена, за которую предприниматель готов продать товар.

Маленькая трапеция OAEQ* - это сумма, за которую продавцы согласились бы отдать равновесное количество товара Q*. Но все они продают товар по цене P*, поэтому их фактическая выручка равна OP*EQ*. Соответственно излишек продавца равен: OP*EQ* - OAEQ* = AP*E

Соответственно экономический излишек продавца и покупателя составляет P*BE + AP*E = ABE.

Тема 8. Совершенная и несовершенная конкуренция

Для начала посмотрим на критерии классификации, по которым мы можем определить, к какой рыночной структуре относится рынок данного товара.

Рыночная структура определенной отрасли классифицируется по следующим показателям:

1. Количество и размеры фирм-продавцов

2. Степень концентрации производства

3. Степень однородности продукции, то есть имеются ли продукты-заменители, или же товар уникален.

Первым делом, определим совершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция (вопрос №28)

Существует множество мелких фирм выпускающих абсолютно идентичную продукцию. Доля каждой фирмы на рынке крайне мала, поэтому ни одна фирма не может повлиять на общую рыночную цену товара. Ну то есть обычно, когда фирма снижает предложение товара, то цена повышается, но здесь доля фирм так мала, что на цену это никак не влияет. При этом делается допущение о свободном доступе на рынок новых производителей, о возможности выхода с рынка имеющихся производителей, а также об абсолютной информированности и потребителей, и других производителей относительно цены, устанавливаемой каждой фирмой на свои товары. Таким образом, каждая фирма имеет абсолютно эластичный спрос на основную продукцию. Поскольку товары идентичны, фирмы конкурируют между собой, снижая цены. И это продолжается до тех пор, пока чистая экономическая прибыль каждой фирмы не станет равна нулю. То есть доход будет равен сумме бухгалтерских и альтернативных издержек.

Это и есть совершенная конкуренция: у всех абсолютно одинаковые товары и получается, что конкуренция исключительно ценовая. При этом фирмы не могут договориться, поскольку их слишком много и они не могут повлиять по отдельности на общую ситуацию на рынке. Спрос абсолютно эластичен, то есть его график имеет вид горизонтальной прямой. Весь этот процесс рассчитан на долгосрочную перспективу, в краткосрочной перспективе фирмы все же смогут временно получать прибыль.

Несовершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция гораздо чаще встречается, чем совершенная.

Несовершенная конкуренция имеет различные виды:

Первый вид. Монополия (вопрос №28)

Монополия – существует единственный производитель на рынке определенного товара, а товары-заменители отсутствуют. Монополист должен быть защищен от конкуренции патентами, лицензиями, естественными природными условиями или экономическими барьерами, такими как необходимость крупных начальных инвестиций. Например, компания «Xerox» получила патент и производила всю копировальную технику в мире. Природные условия – это, например, горнодобывающая промышленность. Экономические барьеры – это ситуация, когда для того, чтобы запустить производство, необходимы огромные финансовые вложения, которые не дают войти в сферу новым компаниям.

Равновесие монополиста. Для того, чтобы найти равновесие монополиста, необходимо измерить воздействие продажи одной дополнительной единицы продукции на общий доход, то есть определить предельный доход. Предельный доход – это приращение общего дохода, которое происходит, когда количество продукции увеличивается на одну единицу. То есть доход может как увеличиваться, так и уменьшаться от выпуска одной дополнительной единицы продукции. Если предельный доход положительный, то следует увеличивать объем производства, а если предельный доход отрицательный, то производство следует снижать, чтобы цена вернулась на прежний уровень.

С монополией связаны еще два понятия. Монопсония – единственный покупатель на рынке, который диктует фирмам свою цену. В условиях командной экономики государство является монопсонистом на рабочую силу, то есть само устанавливает уровень заработной платы.

Дуополия (двусторонняя монополия) – один продавец и один покупатель.

Второй вид. Монополистическая конкуренция. (вопрос №28)

Это множество мелких фирм, выпускающих похожие, но не идентичные товары. То есть эта модель несколько отличается от совершенно монополии, где все товары абсолютно одинаковые. Здесь же фирма в чем-то является монополистом, поскольку ее товар в чем-то уникален. В то же время фирм много, и все они конкурируют.

Здесь очень важна дифференциация продукции. Это создание различий как реальных, так и мнимых за счет упаковки, торговой марки, дополнительных услуг с целью сделать предложение товара уникальным, а свое положение монопольным. Однако монопольная власть слаба из-за наличия близких заменителей. Если фирма преуспеет в дифференциации своей продукции, то будет получать чистую экономическую прибыль. Дифференцированная продукция особенно нуждается в рекламе, и сама дифференциация часто достигается исключительно с помощью рекламы. Поскольку большинство современных фирм – это монопольные конкуренты, то роль рекламы в современном обществе очень высока.

Третий вид. Олигополия (вопрос №29)

Олигополия – это несколько производителей на рынке товара. Олигополисты должны быть защищены от конкуренции так же, как и монополист. Олигополисты учитывают реакцию на изменение цены не только со стороны покупателей, но и со стороны конкурентов, в отличие от совершенной конкуренции, где отношение обезличенное. Фирмы признают взаимную зависимость, поскольку изменение цен и объемов производства одним из них сразу скажется на прибыли остальных, которые предпримут ответные действия.

То есть здесь фирм мало, все у всех на виду, фирмы просчитывают действия конкурентов и, таким образом, все зависят друг от друга.

В рамках олигополии для фирм открываются широкие возможности, которых нет в условиях монополии или совершенной конкуренции.

Модели олигополии:

1) Ценовая война. Это цикл последовательных снижений цены товара конкурентами в целях переманить покупателей и вытеснить другие фирмы с рынка. Фирма, начинающая ценовую войну, полагает, что небольшое снижение цены переманит к ней всех клиентов. Однако конкуренты в ответ понижают цену в еще большей степени. Это будет продолжаться до тех пор, пока цена товара не опустится до уровня безубыточности, а экономическая прибыль до нуля. В случае дальнейшего снижения цены возникнет демпинг, продажа товара себе в убыток с целью разорения конкурентов. Поскольку демпинг может привести к монополизации производства, то в большинстве стран с рыночной экономикой он запрещен: чтобы демпинговать, фирма должна будет доказать антимонопольным органам, что она действительно снизила издержки и снижение цены обосновано.

2) Стабильность цен. Фирмы не хотят ценовой войны и не снижают цены, в то же время они не могут и повысить цену, так как потеряют покупателей. Поэтому цена будет оставаться стабильной, а кривая спроса будет иметь излом в точке текущей рыночной цены.

3) Ценовое лидерство или частичная монополия. Имеются одна крупная фирма и несколько мелких, это тоже олигополия, потому что фирм должно быть несколько, но не обязательно одного масштаба. Крупная фирма устанавливает цену, максимизирующую ее прибыль по принципу монополии, а мелкие фирмы следуют за лидером, боясь ценовой войны.

4) Совместная защита от конкуренции. Когда возникает опасность появления в отрасли дополнительного конкурента, действующие олигополисты могут понизить цену до уровня средних издержек, лишая, таким образом, себя экономической прибыли, а потенциального конкурента стимула входа в отрасль. Если в отрасли нет никакой экономической прибыли, то зачем в нее входить? Когда опасность исчезнет, олигополисты вновь поднимут цену.

5) Картель или коллективная монополия. Это сговор группы олигополистов относительно уровня цен и объема выпуска с целью получить и поделить монопольно высокую прибыль. То есть цена опять устанавливается по принципу монополии, олигополисты устанавливают оптимальный уровень выпуска и получается та же монополия, только групповая. Крупнейшая в мире картель – ОПЕК, Организация стран экспортеров нефти. Внутри ОПЕК распределяются квоты на добычу нефти, даже те страны, которые в ОПЕК не входят, например, Россия, координируют свои действия с этой организацией. Разумеется, у членов картели есть соблазн добывать больше, чем положено по квотам. Например, еще до исламской революции Иран мухлевал с добычей нефти на шельфе. Поставили там вышку, закачали нефть в танкер, который к Ирану вообще никакого отношения не имел, и отправили куда-то продавать. В итоге танкер засекли со спутника, но по сути никаких санкций не было, потому что выход Ирана из ОПЕК никому выгоден не был.

Измерение власти на рынке. Показатели концентрации. (вопрос №30)

Власть на рынке означает степень контроля над ценой товара и над объемом производства в отрасли. Например, в условиях монополии власть абсолютна, в условиях совершенной конкуренции ее вообще нет.

Показатель концентрации определяется как процент совокупного продукта отрасли произведенного четырьмя крупнейшими фирмами. Четыре, якобы, оптимальное число, подобранное экономистами. При расчете данного показателя по определенной стране происходит отвлечение от международной конкуренции. В отраслях, подверженных воздействию международной конкуренции, показатели концентрации будут преувеличивать степень рыночной власти, так как они учитывают только внутреннее производство. Поскольку внешнее производство учесть сложно, то с развитием международной торговли

Потенциально конкурентные рынки – это рынок, барьеры для входа в который являются низкими, то есть фирма может войти на рынок в поисках прибыли и ничего не потеряет, если не добьется успеха. Для того, чтобы быть частью такого рынка, фирма должна иметь мобильный капитал, легко перемещающийся с одного рынка на другой. Поскольку вхождение на рынок является дешевым, фирмы, действующие на нем, постоянно сталкиваются с угрозой конкуренции и вытеснения с рынка. Поэтому на таком рынке даже крупные монопольные и олигопольные фирмы вынуждены вести себя подобно совершенным конкурентам. Потенциальная конкуренция толкает рыночную цену к уровню долгосрочных средних издержек, то есть к уровню безубыточности, а экономическую прибыль к исчезновению.

То есть для монополии или олигополии важнейшим условием являются барьеры для входа на рынок. Если фирма на рынке одна, то она еще не монополия, нужны условия для того, чтобы ей никто не мог составить конкуренцию. Если барьеров нет, то рынок данного товара является потенциально конкурентным.

Какой тип рынка наиболее благоприятен с точки зрения прогресса для современного общества?