avangard-pressa.ru

Раздел «Подъемно-транспортные установки» - Транспорт

1. Классы использования ПТУ и режимы их работы.

Классификация

Подъёмно-транспортные машины классифицируют по следующим признакам:

· По характеру перемещений и назначению

· грузоподъёмные машины;

· машины напольного транспорта;

· машины подвесного однорельсового транспорта;

· погрузочно-разгрузочные машины;

· транспортирующие машины.

· По принципу действия

· периодического (циклического) действия;

· непрерывного действия.

Разновидности

К подъёмно-транспортным причисляют следующие разновидности машин:

· Грузоподъёмные машины

· домкраты;

· лебёдки;

· краны;

· лифты;

· подъёмники;

· столы;

· тельферы.

· Транспортирующие машины

· багажная карусель;

· гравитационные устройства;

· канатные дороги;

· конвейеры;

· патерностеры;

· элеваторы;

· эскалаторы.

· Машины подвесного однорельсового транспорта

· подвесные электротягачи;

· электро- и автотележки.

· Машины напольного транспорта

· погрузчики;

· тягачи;

· штабелёры;

· электрокары.

· Погрузочно-разгрузочные машины

· погрузчики

· ковшовые погрузчики;

· вилочные погрузчики;

· разгрузчики

· автомобилеразгрузчики;

· вагоноопрокидыватели;

· инерционные разгружатели;

· пневморазгрузчики;

· разгрузочно-штабелёвочные машины;

· разгрузочные машины скребкового типа;

· другие

· краны;

· переносные и передвижные конвейеры;

· скреперы;

· экскаваторы.

К подъёмно-транспортным машинам могут быть также отнесены:

· Механизированные системы парковки автомобилей.

2.Тяговые элементы подъемно-транспортных установок: ленты, цепи, канаты. Классификация, условное обозначение.

Типом и конструкцией составных частей, в особенности тягового элемента, определяется конструкция конвейера. Составными частями конвейеров с гибким тяговым органом являются грузонесущий (рабочий) элемент, тяговый элемент, ходовые опорные устройства (катки, ролики, каретки), натяжное устройство, привод, поддерживающая металлоконструкция (станина).

Тяговый орган конвейера служит для восприятия тягового усилия от привода и последующей его передачи к рабочим элементам, при помощи которых и производится перемещение грузов. У отдельных машин (например, ленточных конвейеров) тяговый и рабочий орган совмещены, и перемещаемый груз лежит непосредственно на тяговом органе.

Виды тяговых органов:

– цепи;

– ленты;

– канаты;

– сочетания (ленты с канатами и пр.).

3. Загрузочные и разгрузочные устройства конвейеров (плужковые одно- и двусторонние, механические).

Загрузочные устройства. Насыпные грузы подаются на конвейерную ленту через загрузочную воронку 2 и направляющий лоток 3, которые формируют и направляют поток груза на среднюю часть ленты. Для предохранения передней стенки 1 от износа устанавливают защитные листы из закаленной твердой стали или износостойкой резины.

Для снижения износа и повреждения ленты и роликоопор необходимо, чтобы скорость и направление подачи груза были близки к скорости и направлению движения ленты. Это условие хорошо выполняется при параболической форме передней направляющей стенки воронки; на практике её обычно выполняют в виде одного или двух прямолинейных участков. Угол наклона задней стенки воронки aв принимается равным 45…65 ° в зависимости от влажности, крупности и липкости груза.

Для защиты ленты от повреждения при падении крупных кусков применяют каскадные воронки, в которых для снижения скорости падения кусков груза установлены одна или две горизонтальных полки, при этом обеспечивается защита стенок от изнашивания в результате заполнения полок кусками груза и, следовательно, исключения контакта

Разгрузочные устройства. Разгрузка конвейера может осуществляться в конце трассы с концевого барабана или в промежуточных пунктах трассы с помощью плужковых сбрасывателей или барабанных разгружателей.При разгрузке с концевого барабана необходимо знать траекторию потока груза, чтобы правильно выбрать место расположения и размеры приемных устройств.Отрыв частицы от ленты происходит в тот момент, когда центробежная сила Fцб, действующая на частицу при ее движении вокруг барабана, превысит радиальную составляющую Gг веса частицы:

Fцб > Gг или mi×υ i2/ri > mi×g×cosai, следует выражение для определения угла ai:

сos ai = υ i2/(g×ri). В частности, при υ i2 = g×ri отрыв груза от ленты происходит в точке набегания ленты на барабан. Для промежуточной разгрузки сухих, пылевидных, зернистых и мелкокусковых грузов при скорости движения ленты не более 2 м/с применяют плужковые сбрасыватели.

Различают сбрасыватели односторонние и двухсторонние, с полной и частичной разгрузкой. Основными элементами плужкового сбрасывателя являются: ножи (плужки) 2, установленные под углом 30...45 ° к продольной оси ленты 1; опорный стол 3 и подъемный механизм 4. Ножи изготавливаются из стального листа, нижняя часть которого для устранения повреждения ленты, снабжена пластинами из резины. Большая часть груза отводится стальными пластинами, установленными на некотором расстоянии от поверхности ленты, а оставшаяся часть груза – резиновыми пластинами.

Опорный стол 3 представляет собой гладкий стальной лист и предназначен для выпрямления ленты в месте установки ножей. Подъемный механизм служит для подъема ножей и перевода сбрасывателя в нерабочее положение.

Недостатком плужковых сбрасывателей является повышенный износ ленты и значительное сопротивление движению; достоинством – простота конструкции, небольшие габаритные размеры и масса, возможность разгрузки штучных грузов.

Барабанный разгружатель является основным устройством для промежуточной разгрузки насыпных грузов высокопроизводительных конвейеров (рис. 4.18). Он представляет собой тележку 1, на которой установлены разгрузочная воронка 2; два неприводных барабана 3, 4 и роликоопоры 5.

Нагруженная лента проходит по роликоопорам и сбрасывает груз с верхнего барабана 3 в воронку 2, которая направляет его по одну или обе стороны от конвейера. После сбрасывания груза лента огибает нижний барабан 4 и выходит на трассу конвейера. Тележка может перемещаться вдоль конвейера с помощью ходовых колес 6 по рельсовому пути. Достоинствами барабанных разгружателей являются возможность разгрузки на участке большой длины при высокой скорости ленты и полная автоматизация управления; недостатками – сложность конструкции, большие габаритные размеры и масса.

Очистные устройства После разгрузки на ленте остаются прилипшие частицы груза, которые вдавливаются в резиновую обкладку ленты и налипают на поверхность барабанов и холостых роликов. Это приводит к повышенному износу ленты, нестабильности её движения, загрязнению роликоопор и пространства между ними. Поэтому очистка ленты является эффективным средством повышения эксплуатационной надежности ленточных конвейеров.

Очистные устройства разделяются на механические (скребковые, щеточные, винто-лопастные, вибрационные), гидравлические и пневматические. Скребковые устройства применяют для очистки ленты от прилипших частиц сухих и влажных грузов, щеточные и винто-лопастные – для очистки от влажных и липких грузов. Рабочие элементы скребков, щеток и лопастей выполняются из износостойкой резины, пластмассы, капрона и других износостойких материалов, которые не приводят к чрезмерному износу ленты.

Для очистки ленты от материалов повышенной липкости применяется гидравлический способ очистки, при котором частицы смываются с ленты водой под давлением.

Пневматический способ очистки на металлургических заводах применяется редко.

4.Транспортирующие машины с тяговым органом. Классификация.

Транспортирующие машины можно разделить на две основные группы:

1 – с тяговым органом (ленточные и цепные конвейеры, элеваторы);

2 – без тягового органа (роликовые, винтовые и инерционные конвейеры; пневматические, гидравлические и гравитационные устройства).

В машинах первой группы тяговый элемент (лента, цепь, канат) одновременно является и несущим элементом, при этом груз размещается либо непосредственно на тяговом элементе, либо на прикрепленных к нему устройствах.

Рассмотрим транспортирующие машины с тяговым органом.

Ленточный конвейер (рис. 1.1, а) состоит из приводного 4 и натяжного 1 барабанов и ленты 2, охватывающей барабаны с натяжением и транспортирующей груз 3. Тяговое усилие от приводного барабана к ленте передается посредством сил трения.

Рис. 1.1. Схемы конвейеров с тяговым органом:
а – ленточного; б – пластинчатого цепного; в – скребкового цепного;
г – ковшового цепного; д – люлечного цепного

Цепной конвейер (рис. 1.1, б – д) состоит из приводной 4 и натяжной 1 звездочек и цепи 6, входящей в зацепление с обеими звездочками. Тяговое усилие от приводной звездочки к цепи передается с помощью зацепления. Для перемещения груза 3 к цепи крепят специальные устройства: пластины 5, скребки 7, ковши 8, люльки 9 и т.п.

Элеватор – устройство для непрерывного транспортирования груза в вертикальном или наклонном направлении с помощью грузонесущего органа (ковша, люльки, полки и др.), прикрепленного к тяговому элементу (ленте или цепи).

Далее рассмотрим транспортирующие машины без тягового органа.

Роликовый конвейер (рольганг)(рис. 1.2, а) – конвейер, на котором перемещение груза 2 происходит с помощью вращающихся роликов 1, оси которых установлены в подшипниках на раме конвейера. Такие конвейеры обычно используются для перемещения груза, имеющего высокую температуру.

Рис. 1.2. Схемы конвейеров без тягового органа:
а – роликового; б – винтового

Винтовой конвейер (рис. 1.2, б) – конвейер, в котором перемещение груза 2 в неподвижном корпусе 3 производится посредством вращения винтового вала 4 (вала с винтовыми лопастями).

Винтовая труба (рис. 1.3) по принципу действия аналогична винтовому конвейеру и представляет собой полый цилиндр 1, внутри которого на стенках установлены винтовые выступы 2. При вращении трубы 1 с помощью приводного ролика 4 груз 3 перемещается вдоль оси с помощью выступов 2.

Рис. 1.3. Схема транспортирующей винтовой трубы

Гравитационные устройства для транспортирования груза выполняются в виде наклонных или винтовых спусков, по которым груз перемещается под действием собственной силы тяжести.

Наклонный спуск (рис. 1.4, а) состоит из трех участков: на участке 1 с большим углом наклона груз 2 разгоняется до заданной скорости, на участке 3замедляет движение, а затем останавливается на участке 4.

Рис. 1.4. Схемы гравитационных транспортных устройств:
а – наклонного; б – винтового

Винтовые гравитационные устройства (рис. 1.4, б) имеют меньшую ширину корпуса и поэтому более компактны.

В инерционном конвейере перемещение груза происходит под действием сил инерции. По принципу действия их делят на две группы: 1 – вибрационные, в которых груз отрывается от желоба и перемещается микроскачками; 2 – качающиеся, в которых груз скользит по желобу.

Амплитуда и частота колебаний желоба вибрационного конвейера составляют 0,5...5 мм и 450...3000 Гц соответственно; качающегося – 10...150 мм и 40...400 Гц соответственно.

Пневматические и гидравлические устройства осуществляют перемещение сыпучих, волокнистых и кусковых материалов в потоке воздуха или жидкости по трубам или желобам.

В настоящем пособии подробно рассмотрен наиболее распространенный на металлургических предприятиях тип транспортирующих машин – ленточный конвейер.

Для создания ленточного конвейера необходимо знать его производительность и характеристику транспортируемых грузов.

5. Ленточные конвейеры. Конструкция ленты.

Ленточными конвейерами называют машины непрерывного действия, несущим и тяговым элементом которых является гибкая лента.

Ленточные конвейеры нашли широкое распространение в промышленности. Их применяют для перемещения сыпучих и штучных грузов на короткие, средние и дальние расстояния во всех областях современного промышленного и сельскохозяйственного производства; при добыче полезных ископаемых; в металлургии; на складах и в портах; применяют в качестве элементов погрузочных и перегрузочных устройств, а также в качестве машин, выполняющих технологические функции.

Широкое применение ленточных конвейеров обусловлено рядом достоинств:

– малая масса;

– простота конструкции;

– возможность транспортирования груза с высокими скоростями (до 6 ÷ 8 м/с);

– большая производительность ленточных конвейеров (до 30000 т/ч);

– большая длина транспортирования (3 ÷ 4 км одним конвейером и более 100 км в системе из нескольких конвейеров).

– благодаря гибкости ленты, ленточный конвейер может иметь сложные трассы с горизонтальными, наклонными участками и с изгибами в горизонтальной плоскости;

– удобство контроля за работой.

Длина 1 става конвейера может доходить до 3-5 км иногда до 14 км, дальность транспортирования более 100 км, но более 70% конвейеров имеет ограниченную длину до 500м.

К недостаткамленточных конвейеров относятся:

– высокая стоимость ленты (до 50%) и роли опор (до 30% от стоимости конвейера);

– фрикционный способ передачи тягового усилия, требующий первоначального натяжения;

– повышенное натяжение ленты при больших рабочих нагрузках и длительном сроке эксплуатации;

– сложность очистки от липких грузов;

– затруднена транспортировка пылевидных, горячих, тяжелых штуч ных грузов;

– невозможность использования для транспортировки горячих грузов;

– резкое падение производительности при увеличении угла подъема.

Величина предельного угла наклона конвейера зависит от свойств перемещаемого материала – главным образом от формы кусков, их крупности и влажности и допускается:

– для рядового угля, руды и породы – до 18о;

– для мелкокускового груза – до 19 ÷ 20о, а в отдельных случаях (так, для продуктов мокрого обогащения) – до 21 ÷ 22о;

– для крупного сортированного груза угол наклона до 16 – 17о;

– для брикетов и штучных грузов соответственно до 10 ÷ 12о.

При углах наклона больших, чем указанные, груз скатывается или скользит по ленте вниз.

При наклонной установке конвейера с подачей груза вниз предельный угол наклона снижается на 3 ÷ 5о.

Классификация ленточных конвейеров:

– по области применения:

• Конвейеры общего назначения (для насыпных и штучных грузов)

• Специальные (для погрузочных машин, передвижные, переносные)

• Подземные

– по форме трассы:

• Простые (с одним прямолинейным участком, горизонтальным или наклонным с движением вверх или вниз)

• Сложные (с ломанной трассой)

• Криволинейные (пространственные)

– по углу наклона трассы

• Горизонтальные

• Пологонаклонные

• Крутонаклонные (более 220)

• Вертикальные

– по направлению движения груза:

• Подъемные

• Спускные

– по форме ленты и размещению на ней груза

• С плоской лентой

• С желобчатой лентой

• С верхней рабочей стороной

• С нижней рабочей стороной

• С обеими рабочими сторонами.

– по типу тягового элемента

• С резинотканевой лентой

• С резинотросовой лентой

• Со стальной цельнокатаной лентой

• С проволочной лентой

2. Устройство ленточного конвейера

Ленточный конвейер, схема представлена на рисунке 1, состоит из замкнутой гибкой ленты 1, огибающей ведущий (приводной) 2 и хвостовой (поворотный) 3барабаны. Приводной барабан получает вращение от электродвигателя через редуктор. Тяговое усилие от барабана на ленту передается трением. Барабаны 4являются вспомогательными, отклоняющими ленту. Благодаря их применению увеличивается угол охвата приводного и поворотного барабанов лентой, что улучшает условия сцепления ленты с поверхностями этих барабанов и уменьшает пробуксовывание ленты.

Рисунок 1 - Схема ленточного конвейера.

Натяжение ленты осуществляется натяжным устройством 10, расположенном в данной схеме, на хвостовом барабане.

Часть ленты, на которой располагается груз, называется рабочей, груженой или несущей ветвью, а свободная от транспортируемого материала – порожней ветвью.

Лента поддерживается роликовыми опорами 5 на груженой ветви и 6 на порожней ветви, установленными на раме 7.

Материал подается на ленту по загрузочному желобу 8 и перемещается к разгрузочному концу конвейера, где сбрасывается в направляющий лоток 9.

Грузонесущая ветвь ленты конвейера в поперечном сечении может иметь желобчатую (лотковую) (рисунок 2, а), реже плоскую (рисунок 2, б) форму. Порожняя ветвь – всегда плоская. Лотковая форма придается ленте роликовыми опорами.

Несущей ветвью является, как правило, верхняя, но в некоторых случаях для перемещения груза используется нижняя ветвь, а иногда и обе ветви ленты одновременно.

Материал поступает на ленту вблизи хвостового барабана либо в промежуточных пунктах, расположенных по длине конвейера.

Рисунок 2 – Расположение роликоопор в поперечном сечении:

а – с желобчатой формой ленты грузонесущей ветви;

б – с прямым расположением ленты.

В последнем случае погрузочные пункты оборудуются стационарными или передвижными загрузочными воронками.

Разгрузка материала производится с концевого барабана, где лента меняет направление движения, или в промежуточных пунктах конвейера посредством специальных сбрасывающих устройств.

Транспортирование груза ленточными конвейерами осуществляется в горизонтальном или наклонном (вверх или вниз) направлениях, при этом возможен переход от горизонтального перемещения к наклонному и наоборот.

Лента

В общем виде лента имеет тяговый каркас, покрытый со всех сторон эластичным заполнителем. Каркас воспринимает продольное растягивающее усилие и обеспечивает поперечную жесткость.

Заполнитель предохраняет каркас от воздействия влаги, механических повреждений, истирания и т.д. Каркас выполняется из синтетических или комбинированных волокон (лавсан, капрон, нейлон).

Заполнитель состоит из резиновых смесей с синтетическим каучуком или пластмассой + добавки. Добавки придают ленте свойства необходимые для эксплуатации в различных условиях:

– ленты общего назначения ( эксплуатация при Т =– 450С …+ 600С);

– морозостойкие ленты, имеют маркировку М (эксплуатация при

Т = – 600С …+ 600С);

– теплостойкие ленты, имеют маркировку Т (эксплуатация при Т= до + 1000С);

– ленты повышенной теплостойкости, имеют маркировку ПТ (эксплуатация при Т= до + 2000С);

– пищевые ленты, имеют маркировку П;

– негорючие ленты, имеют маркировку Ш;

– маслостойкие ленты, имеют маркировку МС;

– магнитомягкие ленты, притягивающиеся к магнитам;

– магнитотвердые (эластомагниты);

– грязеотталкивающие ленты.

Нормальный ряд ширины ленты в мм (ГОСТ 22644 - 77):

300, 400, 500, 650, 800, 1000, 1200, 1400, 1600,2000, 2500,3000,3600.

Требования предъявляемые к прорезиненным лентам следующие:

– продольная прочность и жесткость;

– поперечная жесткость (для создания лотковой формы);

– высокая износостойкость;

– малый вес и малая гигроскопичность;

– стойкость к физическим и химическим воздействиям.

Резинотканевые ленты.

Резинотканевые ленты отличаются эластичностью и малым сопротивлением на изгиб, но по прочности и сопротивлению износу уступают резинотросовым.

1 — верхняя обкладка, рабочая (толщиной до 10 мм);

2 — нижняя, нерабочая обкладка (толщиной 1 — 3,5 мм);

3 — тканевые прокладки (тяговый каркас);

4 — резиновые заполнитель между тканевыми прокладками (сквиджи);

5 — брекетная ткань (предохраняет верхнюю прокладку от повреждений).

Тяговый каркас состоит из тканевых прокладок, связанных между собой тонкими (0,2 ÷ 0,3 мм) резиновыми прослойками (сквиджами). Для тканевых прокладок используют хлопчатобумажную ткань, синтетические (капрон, нейлон,стекловолокно и т.д.).

Тканевая прокладка состоит из продольных (основы) и поперечных (утка) нитей. Тканевые прокладки имеют одноосное и двухосное плетение. Для повышения прочности тяговый каркас покрывают защитной тканью (брекетом), а для предоханения ленты от повреждений, она покрывается резиновыми обкладками со всех сторон.

Необходимое количество прокладок определяется по формуле

Преимуществарезинотканевых лент:

— различные методы соединения концов ленты (склеивание, вылканизация, механическое соединение при помощью скоб или сшивание ремнями)

— повышенная стойкость к продольным порывам;

— высокая амортизирующая способность;

— эластичность.

Недостаткирезинотканевых лент — продольное удлинение в процессе работы за счет провисания ленты между роликоопорами и трения о них (до 4 %);

- увеличение диаметра барабанов (и соответственно силы трения) при большом числе прокладок.

Резинотросовые ленты.

1 — верхняя обкладка;

2 — нижняя обкладка;

3 — каркас;

4 — резиновый заполнитель;

5 — стальные тросы.

В резинотросовых лентах для придания прочности в качестве тягового каркаса прокладывается трос с латунизированной поверхностью, для лучшего скрепления троса с резиной. Между собой тросы соединены каркасом и резиной. В качестве каркаса может служить металлическая сетка, поперечные стержни. Верхняя часть (рабочая) резиновой обкладки резинотросовой ленты составляет 3 ÷ 5,5 мм, а нижняя (нерабочая) 2 ÷ 5,5 мм.

Преимуществарезинотросовых лент:

– высокий срок службы по сравнению с резинотканевой лентой;

– меньшее чем у резинотканевых лент удлинение (до 0,25 %);

–высокая прочность, поэтому резинотросовые ленты используются на конвейерах большой протяженности.

Недостатки резинотросовых лент:

– единственный метод соединения – вулканизация;

– высокий вес и стоимость (за счет веса и стоимости металлических тросов);

– высокая перегибная жесткость.

6. Схема стандартного ленточного транспортёра (конвейера). Ленточные конвейеры с металлической лентой.

Ленточные конвейеры со стальной лентой.Применяются на предприятиях пищевой промышленности; при производстве бетонных плит, листов пластмассы, в моечных, сушильных, холодильных установках. Углы наклона конвейера со стальной лентой (разд. 2.1.2) на 2–5º меньше, чем у конвейеров с прорезиненной лентой, концевые и отклоняющие барабаны большего диаметра. Концы стальной ленты (разд. 2.1.2) соединяют внахлестку заклепками или сваркой.

Ленточные конвейеры с проволочной лентойподобны конвейерам с прорезиненной лентой, но имеют проволочную ленту различных типов (Лекция 2, разд. 2.1.2), применяются для транспортирования штучных и кусковых грузов через закалочные, нагревательные, обжиговые и сушильные печи; для выпечки хлебных и кондитерских изделий; в моечных, обезвоживающих, охладительных, сортировочных и других установках.

7. Последовательность тягового расчёта конвейеров.

Исходные данные:

Перемещаемый транспортёром материал ………….щебень

Масса насыпного груза…………………………y = 1800 кг/м3

Крупность кусков материала ………………………а = 50мм

Производительность транспортёра …………...Птр = 500т/час

Угол подъема транспортера …………………………

Скорость движения ленты …………………………v=1,5м/с

Длина наклонной части транспортера …………..Ln=50м

Длина горизонтальной части транспортера ……..Lr=10м

Разгрузка через верхний (приводной) барабан

Роликовые опоры на подшипниках качения желобчатой формы для рабочей ветви

Привод однобарабанный, с отклоняющим роликом

Угол обхвата барабана лентой ………………….

Определяем ширину ленты по заданной производительности.

Проверяем ширину ленты по условиям крупности материала.

В = 3,3 ф + 200 = 3,3 50 + 200 = 365 < 694м.

Ширина ленты по условиям крупности кусков материала соответствует заданным условиям. Принимаем ГОСТ 20-62 прорезиненную ленту шириной Вф=700 мм типа 2 с параметрами: толщина прокладки

, толщина верхней резиновой обкладки

, толщина нижней резиновой обкладки

.

Определяем мощность двигателя.

Длина горизонтальной проекции конвейера

Мощность на валу приводного барабана

где Н= 8,7м – высота подъема материала;

В=0,7м – ширина ленты;

К1=1 - коэффициент, учитывающий длину конвейера;

К2=1 – если в конструкции отсутствует разгрузочная тележка;

К3=0 – коэффициент, учитывающий расход энергии на разгрузку конвейера.

N=(0,00015*500*59,2+0,003*500*8,7+0,03*59,2*0,7*1,5)1+0*500=19,4кВт

По каталогу подбираем электродвигатель переменного тока типа 4А200М6У3 мощностью 22кВт.

Определяем число прокладок в ленте.

Окружное усилие на приводном барабане.

Усилие в набегающей ветви ленты

при

и

.

Число прокладок в ленте при

для бельтинга Б-820

По ГОСТ 20-76 принимаем число прокладок в ленте 6. Определяем основные размеры барабанов.

Диаметр приводного барабана.

Dб = (120/150) i = 125*6 = 750

Диаметр натяжного барабана

Dн = 100*i = 100*6 = 600мм.

Длина барабанов

Lб = В+100 = 700+100 = 800мм.

Передаточное отношение передачи

8. Типы подвесных цепных конвейеров.

Подвесной грузонесущий конвейер

Грузонесущие конвейеры предназначены только для непрерывного перемещения штучных грузов или тележек. У грузонесущих конвейеров как подвески, так и соединяющие их тяговые цепи перемещаются по одному и тому же подвесному пути. При этом скорость перемещения всех грузов всегда одинакова и совпадает со скоростью тяговой цепи.

Подвесной толкающий конвейер

У подвесного толкающего конвейера тележки с подвесками для грузов не прикреплены к тяговой цепи и движутся по отдельному подвесному пути толкателями, которые закреплены на тяговой цепи. Цепь с толкателями движется по тяговому пути, а тележки с грузами - по самостоятельному грузовому пути, который может иметь различные ответвления. Не имея жесткой связи, грузовая тележка может двигаться вместе с цепью, но может быть и остановлена или переведена на другой путь там, где это необходимо.

Преимущества толкающего конвейера перед грузонесущим включают:

возможность разветвлений грузового пути (возможность сортировки грузов);

возможность установки различной скорости конвейера на разных участках за счет смены тяговой цепи;

возможность остановки отдельных тележек на различных участках без остановки тяговой цепи.

К недостаткам относится то, что он требует больших капиталовложений и достаточно высокой культуры обслуживания.

Подвесной грузоведущий конвейер

Подвесной грузоведущий или тянущий (буксирный) конвейер имеет подвесной путь, по которому движутся каретки, соединенные одна с другой тяговой цепью (или канатом). Вместо подвесок для груза конвейер имеет напольные тележки, которые перемещаются по полу производственного помещения при помощи расположенной вверху тяговой цепи с каретками. Соединяется тележка с тяговой цепью при помощи крюка, кольца и стропы, зацепляемых за вилку каретки, или же при помощи толкателя.

При первом исполнении тележки перемещаются по трассе постоянного контура, как у грузонесущего конвейера. Ведущий крюк крепится к телескопической стойке тележки, изменяя высоту которой, можно быстро прикреплять или отцеплять крюк от каретки на ходу конвейера.

Во втором исполнении тележки при помощи стрелок, автоматического адресования и дополнительных механизмов могут выводиться с основной трассы на ответвления для выполнения тех или иных производственных операций или складирования и с ответвлений — на основную трассу, как у толкающих конвейеров.

К преимуществам грузоведущих конвейеров относятся:

свободный ввод и вывод пустых и загруженных тележек из сферы действия движущейся цепи при непрерывном транспортировании грузов по всей трассе конвейера;

возможность транспортирования тяжелых грузов (массой до 2,5 т и более), так как сила тяжести груза передается на пол, а не на подвесной путь;

широкие возможности применения автоматизации и взаимодействия с напольными авто- и электротележками и погрузчиками при использовании поддонов;

отсутствие заглублений и щелей в полу помещения, свободный осмотр всего механического и электрического оборудования, простота изменения трассы конвейера.

Недостатком является верхнее приложение тягового усилия, обусловливающее в отдельных случаях возможность опрокидывания тележки на наклонных участках трассы и при большой массе груза. Также к недостаткам можно отнести необходимость в прочном ровном поле по всему пути движения грузовых тележек.

9. Пластинчатые конвейеры (стационарные, передвижные). Тяговый элемент.

Тяговым элементом обычно служат пластинчатые цепи:

ПВ – пластинчатые втулочные;

ПВР – пластинчатые втулочно-роликовые;

ПВК – пластинчатые втулочно-катковые с гладкими катками;

ПВКГ – пластинчатые втулочно-катковые с гребнями на катках;

ПВКП – пластинчатые втулочно-катковые с подшипниками качения у катков

В качестве тягового элемента могут быть использованы втулочные, роликовые и круглозвенные цепи. Конвейеры с шириной настила более 400 мм имеют две тяговые цепи, легкие конвейеры (с шириной настила менее 400 мм) – одну цепь.

Опорными элементамиу пластинчатых втулочно-катковых цепей являются ходовые катки, передающие нагрузку от настила и транспортируемого груза на направляющие пути (на конвейерах тяжелых типов применяют катки на подшипниках качения).

В конвейерах с втулочными и роликовыми цепями и гладким настилом опорными элементами служат стационарные роликовые опоры, закрепленные на станине конвейера. В конвейерах легкого типа с шириной настила 80–200 мм цепь могут объединять с настилом, скользящим по направляющим металлическим или пластмассовым путям.

Настил является грузонесущим элементом конвейера. Настил выполняется с бортами и без бортов и имеет различную конструкцию в зависимости от характеристики транспортируемого груза

Приводпластинчатого конвейера – угловой или прямолинейный (гусеничный) (разд. 2.4), состоит из приводных звездочек, передаточного механизма (редуктора или редуктора с дополнительной передачей) и электродвигателя. На конвейерах, имеющих наклонный участок трассы, устанавливают стопорное устройство или электромагнитный тормоз. Передаточным механизмом привода служит один редуктор или редуктор с зубчатой или цепной передачей. Мощные конвейеры большой производительности и длины имеют несколько приводов.

Тяговый элемент ( как правило, цепь) имеет такую же конструкцию, как и у подвесных грузонесущих конвейеров ( см. гл. II), и может изгибаться в горизонтальной и вертикальной плоскостях, что позволяет толкающему конвейеру иметь не только горизонтальную, но и пространственную трассу.

10. Скребковые конвейеры.

Скребковый конвейер — (англ. flightconveyor) транспортирующее устройство непрерывного действия, в котором перемещение насыпных грузов осуществляется по неподвижному желобу — рештаку с помощью скребков, закрепленных на одной или нескольких тяговых цепях и погруженных в слой насыпного груза.

Скребковый конвейер

Приводная головка скребкового конвейера

Характеристики скребковых конвейеров

· высота борта — от 100мм

· мощность доставляемого пласта — от 0,8м и выше

· угол падения доставляемого пласта — до 35º

· длина аккумулирующих выработок — 50 м и более

Применение скребковых конвейеров

· транспортировка породы

· опора при перемещении комбайна, струга

Рабочие инструменты скребковых конвейеров

· став

· цепь

· скребки

· желоба

· приводная станция

· концевая головка

Классификация скребковых конвейеров

по назначению

· подземные скребковые конвейеры (для угольных и рудных шахт)

· скребковые конвейеры общего назначения (для поверхности шахт и обогатительных фабрик)

· специальные скребковые конвейеры (применяемые в горнотранспортных машинах)

по характеру выполняемых функций

· доставочные скребковые конвейеры (только транспортировка)

· агрегатные скребковые конвейеры (работают в комплексе с другими выемочными агрегатами, кроме транспортирования другие функции)

· тормозные скребковые конвейеры (спуск угля по выработкам с большим углом наклона)

по виду привода

· скребковые конвейеры с электрическим приводом

· скребковые конвейеры с пневматическим приводом

· скребковые конвейеры с гидравлическим приводом

по типу тяговой цепи

· скребковые конвейеры с роликовтулочной цепью

· скребковые конвейеры с разборной цепью

· скребковые конвейеры с круглозвенной цепью

по расположению рабочей ветви

· скребковые конвейеры с верхней рабочей ветвью

· скребковые конвейеры с нижней рабочей ветвью

· скребковые конвейеры с двумя рабочими ветвями

по способу перемещения конструкции

· переносные скребковые конвейеры

· передвижные скребковые конвейеры

11. Элеваторы, типы и область применения.

Классификация. Элеваторы имеют гибкие тяговые элементы (цепи, ленты, канат), огибающие приводные и натяжн